На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Сайтостроительство » Web-дизайн

Основы визуального дизайна (Форма, фигура и пространство)

Форма, фигура и пространство

Формы и фигуры - это области или массы, которые определяют объекты в пространстве. Форма и фигура подразумевают пространство; естественно, ведь без него они не могут существовать.

Существует два способа типизации форм и фигур. Формы и фигуры могут быть двухмерными, либо трехмерными.. двухмерная форма имеет ширину и длину. Она также может служить иллюзорным изображением трехмерных объектов. Трехмерные фигуры имеют также высоту и толщину.

Формы и фигуры также бывают органическими и геометрическими. Органические формы, такие например, как холмы, покрытые снегом имеют неправильную форму и часто асимметричны. Органические формы чаще всего имеют природное происхождение.

Геометрические формы - это такие формы, которые соответствуют известным геометрическим фигурам, например, квадратам, прямоугольникам, кругам, кубам, сферам, конусам, и прочим правильным фигурам. Эти формы чаще всего имеют искусственное происхождение. Если вас интересуют визуальные свойства геометрических форм в контексте математики, взгляните на следующий web-сайт, или хотя бы на узоры, сгенерированные математически.

Однако не все предметы, сделанные руками человека, имеют правильную геометрическую форму; многие такие предметы имеют неправильные контуры. Хотя данное кимоно по конструкции является геометрической формой, его поверхность имеет органическую, неправильную форму.

Также и природные объекты тоже не всегда имеют неправильные формы; снежинки или мыльные пузыри - пример того, как природные объекты могут быть правильными геометрическими фигурами. Если вам интересно взглянуть на другие примеры геометрических форм в природе, пройдитесь по этим ссылкам: Лаборатория физики атома и твердого тела. А на эти фотографии тоже стоит взглянуть.

Существуют также и другие термины, с помощью которых описываются формы и фигуры в композициях; эти классификации связаны с тем, как формы представлены. Если мы в форме или фигуре можем распознать известный нам объект или обстановку, мы называем ее реалистичной или натуралистичной. Однако, если в изображении трудно или невозможно обнаружить объекты, знакомые нам по опыту, то мы называем такие изображения абстрактными.

Существует несколько видов абстрактных изображений. По большей части, абстракции берут свое начало от реалистических изображений, которые подвергаются каким-то искажениям, причем таким, что исходный объект не так то просто распознать. Пример такой абстракции - рисунки цветков Джоржиа О'Кифа. Этот вид абстракции в искусстве называют объективным изображением - то есть изображением, которое произошло от реального объекта. С другой стороны, некоторые произведения абстрактного искусства базируются на чистой комбинации форм, линий и цвета, и не соотносятся ни с каким реально существующим объектом или обстановкой. Такие изображения называют необъективными.

Карикатуры являются особым видом абстракции, в которой реалистическое изображение искажается для того, чтобы охарактеризовать человека, место или другой объект. С этим методом абстракции мы пожалуй знакомы лучше всего, так как он постоянно присутствует в различных средствах массовой информации. Тем не менее, важно помнить, что если бы более до этого более сильные методы абстракции не пробили бы себе дорогу экспериментами с искажениями изображений, мы бы сейчас не имели бы карикатуры как таковой. Столетие назад, карикатур (таких какие мы имеем сейчас) не было вообще.

Наше восприятие фигур и форм зависит от множества факторов. Расположение точки зрения, с которой мы видим объект, может подчеркнуть или скрыть некоторые его свойства, и следовательно снизить или повысить эффект, который он производит на смотрящего. Как видно на серии данных фотографий, где изображен один и тот же манекен, пространство вокруг предмета может отвлекать, привлекать внимание или изменять вид предмета. Хаотический фон за предметом уменьшает важность самого предмета, в то время как чистый, однородный фон - привлекает к предмету внимание.

Сам персонаж и источник освещения также влияют на восприятие изображения. Например на фотографиях ниже с помощью освещения можно сделать человека старше, моложе, сделать его образ драматичнее или даже абстрактным.

Двухмерная форма

Двухмерные формы - основа организации рисунка или композиции в изобразительном искусстве, фотографии и проч. Форма создается несколькими способами.

Она может быть определена линией. Об этом было сказано выше. Линия, либо нарисованная явно, либо только угадываемая, создает контуры формы.

Яркость (относительная яркость или затемненность цвета) также может быть использована для создания формы.

Сильный контраст по яркости в композиции может на границах создавать иллюзию контура. Градации яркости, или полутени, также могут использоваться для создания иллюзии формы или объема. Варицаия темных и белых участков может придавать форме трехмерность.

Drawing by Marguerite Smith, Saskatoon

Форма также может определяться путем смены текстуры даже тогда, когда яркость и цвет остаются неизменными. Однако, наиболее типичным способом определения формы является комбинирование всех этих трех факторов. Примером такой комбинации могут служить рисунки Макса Эрнста (Max Ernst).

Связь формы с положительным или отрицательным пространством

Формы и фигуры можно классифицировать как положительные и отрицательные. В двухмерной композиции объекты являются положительными формами, а фон - отрицательным пространством. Для начинающих художников и дизайнеров очень важным является умение эффективно использовать отрицательное пространство.

Данный пример (см. рис.) - результат упражнения, когда студенту дается задание вырезать из бумаги определенную композицию используя белую и черную бумагу. Это позволяет избавиться от привычки игнорировать фон и рассматривать его просто как пустое пространство. Эффективное расположение объектов в отношении к отрицательному пространству - очень важно для получения успешной композиции.

Некоторые художники "играя" с обращением отрицательного пространства в положительное и обратно, создают сложные иллюзии. Работы М.К.Эшера (M. C. Escher ) играют на нашем ощущении того, что является фоном, а что - первым планом. Другие художники используют эту иллюзию положительных/отрицательных изображений в еще большей мере, пряча одно изображение внутри другого. Восприятие формы и фигур определяется нашим врожденным инстинктом, который приписывает определенные значения и порядок определенным визуальным образам. Когда мы смотрим на изображение и формируем первое к нему отношение, как правило именно на этом этапе мы и приходим к заключению о том, что изображено на картине, и игнорируем все остальные возможные варианты. Из-за этого нам трудно увидеть другие скрытые изображения.

Тренируясь воспринимать изображение более глубоко, вы сделаете первый большой шаг к развитию своей настоящей визуальной грамотности.


1. Точка
2. Линия
3. Форма, Фигура
4. Движение
5. Цвет, яркость, тон
6. Узор, текстура
7. Пространство

Александр Качанов
webmascon

Рассылки Subscribe.ru:

Библиотека сайтостроительства - новости, статьи, обзоры
Дискуссионный лист для web-разработчиков
Подписка на MailList.Ru
Автор: NunDesign
Другие разделы
Оптимизация сайтов
Web-студии
» Новое в разделе
Web-дизайн
Web-программирование
Интернет-реклама
Раскрутка сайта
Web-графика
Flash
Adobe Photoshop
Рассылка
Инструменты вебмастера
Контент для сайта
HTML/DHTML
Управление web-проектами
CSS
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100